Туризм и бизнес-проекты КМВ

Для недостаточно развитого туркластера Кавминвод наступают времена испытаний. Ведь именно сейчас, начиная с сезона 2015-2016 года, можно успешно реализовать и запустить сравнительно доходные бизнес-проекты, максимально адаптированные как к рельефу (КМВ — гористая местность ), причем для стартапа потребуется совсем немного. Пофантазируем на эту тему вместе с редакцией КМВ-Туризм.

Если представить себе, сколько нереализованных бизнес-проектов на КМВ могут остаться без внимания, то картина потерь вырисовывается не особо радостная. Почему любые начинания в туристическом бизнесе Ставропольского края крайне редко доходят до финальной точки? Может, у потенциальных инвесторов недостает фантазии, или смелости начать нечто новое? Вопрос так и остается открытым.

Действующие бизнес-проекты КМВ

Самым успешным в этой сфере принято считать гостиничный бизнес. Туризм и базы отдыха — практически синонимы. Но в отличие от деловых людей международного уровня, наши бизнесмены стараются сразу ориентироваться на категорию гостей региона с высоким достатком. Как результат, низкое качество обслуживания (сезонный азарт и полное безразличие к перспективам в плане расширения спектра услуг), далее следует закономерное падение спроса на услуги. Не всегда и не везде на КМВ понимают, что дважды читать одну и ту же книгу не хочется, и повторять типовой набор услуг из сезона в сезон нерентабельно.

Действующими успешными проектами в турбизнесе КМВ считается санаторно-курортный кластер и ряд основных, традиционных для региона в последние несколько лет. Часть федеральных санаториев успешно конкурирует с частниками в спектре услуг, в более высоком качестве медицинского обслуживания, в более комфортабельных условиях для экскурсий.

Экстремальные и околоэкстремальные виды туризма приносят, опять-таки, сравнительно невысокий доход из-за ряда факторов, среди которых маячит алчное, неоправданно категоричное желание руководителей фирм и организаций «взять разом и побольше», плюс сезонность. К таковым можно отнести полеты на разных типах летательных аппаратов и на воздушных шарах, горнолыжные курорты (Домбай и Архыз), джипинг и прокат мототехники (квадроциклов и скутеров). Все эти сферы постепенно дискредитируют регион Кавминводы по причине неоправданно высоких цен. Неоправданно высоких по причине того, что до международного уровня сопутствующего сервиса и условий пребывания туристов на КМВ еще очень далеко. Кавминводы выручит только сервис в туризме, ориентированный преимущественно на средний класс. Как это можно реализовать в отдельно взятом случае, рассмотрим на типовом примере.

Бизнес в туризме на КМВ: тюбинг

Обратим внимание на пологий спуск с горы Бештау. Съемка велась с кольцевой дороги, в направлении города Лермонтова. Внизу виднеется чашеобразная впадина, ограниченная по краям небольшими холмами.
beshtau

В летнее время здесь иногда проводят соревнования по езде в условиях бездорожья любители внедорожников, это так называемые трофи. Но представим себе, как меняется картина с выпадением снега.
beshtau-tubing

В таком месте просто грех не обустроить огражденную зону для тюбинга. Это скоростной или просто спуск с накатанной снежной (ледяной) горки на особом надувном круге, который и называется тюбинг. Даже не ограждая пространства, достаточно обустроить горку (обследовать на наличие камней, ям, устранить неровности) для спуска, длиной от 100-150 метров (пространство здесь позволяет), и организовать прокат тюбингов. С учетом практически нулевой конкуренции в этом бизнес-проекте на Кавминводах, рентабельность будет высокая. Но можно дополнить этот сервис еще и сопутствующим, более захватывающим аттракционом. Тюбинг отдельно, зорбы — отдельно.

Бизнес в туризме на КМВ: зорб-зона

Трагедия, случившаяся в Карачаево-Черкесской республике, связанная с таким аттракционом, случилась сразу по нескольким причинам. Во-первых, нельзя запускать зорбы там, где имеется хоть малейший риск сваливания шара в неконтролируемый спуск. Там, как мы помним, шар не удалось остановить на крутом спуске, и он сорвался в пропасть. Здесь пропасти нет, а достаточную скорость для преодоления высокого холма шар вряд ли разовьет.
beshtau-zorb

Угол спуска в этом месте чуть выше рекомендованного для зорб-зоны в 12 градусов, но даже метровое ограждение на гребне холма будет достаточным препятствием для выкатывания шара за пределы зоны. Итак, это может быть объединенный всесезонный бизнес-проект, с минимальными рисками и с хорошей перспективой развития. В чем же здесь перспектива?

Бизнес в туризме на КМВ: горный слайдинг

Этот тип экстремального туризма сейчас активно развивается в соседнем регионе. В Адыгее и Краснодарском крае горный слайдинг («скольжение» — англ.) развит уже давно, но там он носит исключительно стихийный характер, больше экспериментальный. К слову, в Австрии это — целая индустрия. Помимо типовых спусков на тросе в сидячем, подвешенном состоянии, там есть тип аттракциона, где люди спускаются по склону на особой тележке, по аналогии с так называемыми американскими горками. В сети можно найти видео, и посмотреть, как это выглядит.
beshtau-sliding
Что потребуется для бизнес-проекта в этом случае? Инженерные работы по планированию и чертежам основ аттракциона: двух опорных вышек с системой противовеса для несущего троса, заказ и покупка рассчитанного материала. Снова практически нулевые вложения, и снова практически нулевая конкуренция.

Бизнес-проектов для Кавминвод можно написать и составить бесчисленное количество. У нас по сей день не развита система сервиса горных гидов, прогулки по природным заповедникам на гужевом транспорте тоже в зачаточном состоянии. Это малая толика того, что можно смело начинать воплощать в жизнь уже сегодня, когда данным видом бизнеса почти никто не занимается.