Птицы лугов Северного Кавказа: обыкновенный жулан, или сорокопут-жулан

Во второй половине мая на европейской части страны и в регионах Северного Кавказа появляется необычная птица. Это обыкновенный жулан, или жулан-сорокопут, птица одноименного семейства, из отряда воробьинообразных. От значительной части других мелких перелетных певчих птиц жулан отличается контрастной раскраской и размерами. Первое делает его узнаваемым за многие десятки метров, а вот второе, его размеры, является одним из парадоксов.

По одной из версий, свое название этот вид сорокопута получил, очевидно, по аналогии с цветом сушеных листьев чая особого сорта. Зеленый калмыцкий чай, с крупным листом, именно так и назывался.
zhulan
В ландшафтах предгорий Северного Кавказа жулана устраивает практически все. Здесь не бывает слишком жарко летом, много пищи, прекрасные луга с кустарниками и небольшими деревьями. Близость гор гарантирует наличие постоянной воды, поэтому в этих широтах жулан встречается достаточно часто.

В научной литературе жулан четко описан, как плотоядный представитель пернатых. Это говорит о том, что ему ближе живой корм, в виде различных летающих насекомых. Но эта птица не была бы столь интересной для наблюдений, если б питалась исключительно насекомыми и червями. Жулан охотится на мышей-полевок, на крупных шмелей, может пристраиваться у пасек и уничтожать пчел. Но и это не самое удивительное в сорокопуте. Гораздо интереснее то, что он охотно атакует и съест птиц из своего окружения, живущих с ним на лугу. Это, чаще всего, просянки и чечевицы, сверчки и даже зяблики, неосторожно приблизившиеся к месту охоты сорокопута.

Шмелей, ос, мышей и стрекоз сорокопут чаще всего насаживает на шипы кустарников, рядом со своим гнездом или неподалеку. Формируя небольшой запас пищи, жулан старается обеспечить будущее потомство едой заранее.

Раскрашен жулан очень красиво. Самый узнаваемый признак самца сорокопута — это так называемые «очки», черная полоса в средней части головы, успешно маскирующая пристальный взгляд темных глаз. Не исключено, что такой элемент мимикрии помогает сорокопуту охотиться с присады, с невысоких деревьев и кустарников. Потенциальные жертвы — грызуны и мелкие птицы, не видят изучающего и наблюдающего взгляда этого опасного охотника,возможно, принимая его даже за часть куста, и он моментально пикирует на добычу.

Еще одно удивительное наблюдение можно сделать, если присмотреться к птичьему сообществу в окружении обыкновенного жулана в местах гнездования. Как правило, сорокопуты охотятся в непосредственной близости от гнезд, поэтому на небольшом лугу в один-два гектара одновременно может гнездиться до десятка пар. И в таком случае, на этой площади практически исчезают мелкие соколы кобчики, пустельги, чеглоки. Сорокопут попросту лишает их возможности охотиться в на своей ограниченной территории.

Молодые птицы, от второго года жизни и старше, окрашены в более спокойные тона. А в первые месяцы жизни жулан-самец больше походит окрасом на самку. Ее отличает более светлая, бурая полоса в области глаз, пятнистая грудь и бурый клюв. Выраженной серой «шапочки» у самки жулана тоже нет.

В поведении сорокопута почти все аскетично. Это хоть и певчая птица, но особой мелодичности пения у жулана нет. В исключительных случаях он может пытаться имитировать других певчих птиц, но связано это, вероятно, с его охотничьей стратегией, для привлечения потенциальной жертвы. Опасная зона в его охотничьем угодии — это пространство у земли, область трав и кустарников. Птиц и насекомых, летящих выше, сорокопут обычно не успевает догнать и атаковать.

Брачные игры сорокопутов интересны тем, что привлеченная самка замирает на ветке или на сучке, а самец совершает короткие перелеты ниже и выше, время от времени призывая самку ознакомиться с местом для будущего гнезда. В этот период, кстати, сорокопут становится опасным даже для человека, и вполне способен атаковать его, если посчитает сближение опасным. Но обычно эта птица старается улететь как можно дальше от силуэта человека, в отличие от других мелких пернатых.

Как и многие насекомоядные, плотоядный обыкновенный жулан предпочитает улетать на зимовку уже в сентябре, когда осенняя прохлада губит значительную часть насекомых. Перелеты к месту зимовки в экваториальной Африке жулан предпочитает совершать ночами. Возможно, и это своего рода парадокс, когда у птицы имеется некая форма ассоциации ночи — с прохладным и удобным для длительного полета временем суток. В особых охранных мерах на Северном Кавказе жулан не нуждается, вид достаточно многочисленный.