Животные Ставропольского края. Обыкновенная белка
Этих милых зверьков здесь не было еще век назад. Белку, которую мы привыкли время от времени видеть в Предкавказье и в других частях Ставрополья, сюда заселяли искусственно. Это происходило в предвоенное время СССР, в 30-40-е годы, и небольшую контрольную группу выпустили еще после войны. Среди животных края белка быстро и успешно освоилась, и стала завоевывать пространство, да как!
Мало кому известно, что в некоторых уголках Северного Кавказа (очень ограниченно) жил другой вид белки — персидский. Это животное не выдержало конкуренции с более крупной обыкновенной белкой, и теперь о популяции персидской белки известно только от закавказских учёных. Ещё персидская белка встречается в Армении, в Турции и в Ираке. Если бы не опыты советских горе-биологов, то ареал персидской белки вполне мог бы распространиться до крайней западной точки Кавказа, и наш регион обладал бы исключительно эндемичным видом.
Как многие прочие лесные животные Ставропольского края, белка обходится тем, что посылает сама природа. Щедрые кавказские леса дают прокорм в виде орешков бука, семян хвойных, не брезгует белка и желудями. Кстати, с желудями у белки постоянная проблема — время от времени ее схроны и кладовые разворовывают сойки. Но белка в накладе не остаётся, и сама нередко грабит соек, находя их «подземные» кладовые с желудями.
В зависимости от ландшафта и пояса, белка в пределах одного вида может быть крупнее или мельче, светлее или темнее. Кавказские подвиды считаются самыми крупными, особенно горные популяции. И с цветом здесь интересная метаморфоза — кавказские белки редко бывают огненного оттенка, они обычно серо-рыжие без контраста.
Наиболее доверчивыми к человеку в Ставропольском крае являются кисловодские белки. Это, вероятнее всего, устойчивая «парковая» популяция, не совершающая кочёвок. Да и куда перемещаться белкам, если вся лесная зона Северного Кавказа — обособленная, изолирована от прочих лесных зон страны? Белки Кавказа обречены путешествовать только в масштабах собственно Кавказа.
Не проявляющая особого расположения к человеку белка — животное необычное по причине своего соседства с человеком на протяжении почти 100 тысяч лет. Именно в отложениях верхнего плейстоцена и находят скелеты древних белок. Конечно, в ту пору они вряд ли могли быть серьёзной добычей человека, и поймать их было попросту нереально. Независимое, получается, животное. Кошки и собаки пришли к человеку из леса, а белка — нет.
Белкам в Ставропольском крае теперь почти ничего не угрожает. Куницы и кошачьи не могут долго преследовать этих юрких грызунов, тем более — на деревьях. Поэтому главным лимитирующим фактором численности вида остаётся исключительно антропогенное влияние.