Гора Бештау. История черкесской культуры
Кавминводы пропитаны историей нескольких этносов. Особо яркий след на склонах гор КМВ оставила черкесская культура. Здесь жили кабардинцы, освоив эти земли примерно в середине 16 века нашей эры. История черкесской культуры на Бештау представлена полуразрушенными укрепительными сооружениями, часть из которых нам удалось сфотографировать.
В погожий декабрьский день редакция КМВ-Туризм отправилась в юго-восточную часть Бештау, обособленная высота здесь называется Лохматой (гора Лохматка). Не встретив по пути в гору ничего особенного, мы наткнулись на несколько интересных исторических сооружений практически у вершины Лохматой. Началась интересная археологическая работа с неприметной на первой взгляд груды камней над тропинкой, протоптанной туристами и альпинистами на западном склоне Лохматой.
Рассмотрев внимательно нагромождение плоских камней, в них можно увидеть остатки какой-то укрепительной системы, принцип укладки характерен для периода 18-20 века нашей эры — периода черкесской культуры кабардинцев в этих местах.
Удивительные открытия всегда рядом, но приходишь к ним неожиданно. Принимая во внимание то, что Бештау всегда была местом, где комфортно себя чувствует дуб и бук, которые могут прожить и 500, и 800 лет, мы обнаружили странную особенность: здесь нет ни одного дерева, старше 150-180 лет. Из чего следует черный, страшный и траурный вывод: лес на Бештау выжигали явно принудительно, причем регулярно. Из справок 1810-1822 года известно, что именно в эти годы здесь шли ожесточенные столкновения черкесов (кабардинцев) с войсками царской армии России, и в это же время прошла черной смертью по Кавказу эпидемия чумы. И первое, и второе нещадно уничтожалось огнем… Молчаливые камни это подтвердят: на каждом третьем камне вы увидите следы пала, оранжево-розоватый цвет.
Углубляясь в развалы камней по склону Лохматой, мы встретили еще несколько остаточных, но достоверных свидетельств присутствия здесь человека примерно 150-200 лет назад. Например, часть укрепленной стены, по верху которой теперь проходит туристическая тропа. Так складывались стены под площадки для сооружения капитального жилья в горах, чтобы не сползал неустойчивый грунт.
Чуть поодаль и повыше лежит небольшой камень прямоугольной формы с явными следами художественной обработки в три грани (на фотографии мы их выделили голубой полосой). Несомненно, камень получил такой оформление явно не в результате эрозии. С большой долей вероятности можно сказать, что это было либо частью портика, либо декоративным элементом какого-то примитивного сооружения.
Аскетизм в таком инженерном искусстве горцев выдает сразу несколько тайн древности. Люди здесь жили просто и без роскоши. Нет никакого свидетельства того, что здесь, на этой площадке, располагался сколь-нибудь значимый и обильно населенный жилой комплекс.
Скорее всего, это был даже не аул (его мы непременно отыщем позже), а своего рода пограничная застава, точка наблюдения за окрестностью. Для лагеря защитников аула вполне подходящее место, стратегически важный пункт. Во-первых, подняться сюда достаточно сложно, местами уклон составляет 45*. Во-вторых, из этого места можно было вести огонь из огнестрельного или метательного оружия с углом охвата местности почти в 200*. Ну, а аул, вероятнее всего, находился позади и пониже, у места слияния Лохматки и Большого Тау.
Не удалось нам выяснить и назначение странного прямоугольного сооружения, найденного в конце тропы (далее находится группа больших скал). На наличие здесь ручья или родника не указывает ничего, значит — это точно не емкость для сбора или хранения воды. Если гипотетически здесь мог стоять деревянный домик, то для фундамента это сооружение вполне подходит. А огнем был уничтожен и лес, и все деревянное вокруг.
Завершает эту группу сооружений подобие каменной террасы, подпирающей грунт ниже основных сооружений по склону. Здесь тоже не совсем понятно назначение этого укрепления, хотя в общем задумка ясна: это могла быть некая площадка для сборов, наблюдательный пункт всего лагеря.
Много тайн хранит гора Бештау. Много тайн так и останется нераскрытыми, если мы неосмотрительно грубо и безответственно станем относиться к исчезающим памятникам истории. Дольмены Бештау мы практически утратили, свое черное дело сделали обвалы, эрозия, набеги кочевых народов, варварски уничтожавших все признаки предшествующих культур. Но у нас есть замечательная возможность сохранить то, что еще можно отыскать, рассмотреть, идентифицировать и запечатлеть в фотографиях, в видео.