Мегалиты Бештау

Исторические места на Кавминводах повсюду. Здесь можно встретить каменные сооружения как периодов неустановленных культур 5-10 -тысячелетней давности, так и остатки достаточно известных типов сооружений из обработанного камня. В отвалах горы Бештау разбросаны молчаливые свидетели эпох Древнего Рима и Александра Македонского, это обломки и блоки мегалитических сооружений.

Порой встречаются здесь и каменные жернова мельничного типа, ошибочно воспринимаемые некоторыми людьми за часть культуры скифов. Но это скорее свидетельства аланской или черкесской культуры, и жернова изначально использовались исключительно для перемалывания кукурузы. Как известно, кукуруза в Евразии не могла появиться раньше начала — середины 17 века. Простота и неприхотливость в выращивании этого диковинного злака в условиях горного климата Кавказа сделала его основным источником пропитания у предков современных кабардинцев и карачаевцев, черкесов и адыгов. Впоследствии, когда земледелие здесь получило развитие, начали сеять пшеницу, рожь, ячмень и просо, круглые мельничные жернова получили более широкое применение. Скифы и более ранние культуры Кавказа обходились каменными жерновами иного типа, малых форм, представлявших из себя плоский камень-основу и каменную терку, которой и измельчалось зерно.

Мегалиты Бештау: мегалиты ли?

Гипотезы о назначении тех или иных каменных сооружений и фрагментов многочисленны. Но часто упускается из виду главное и непреложное: в сложных условиях древности и архаичности обработка камня занимала слишком много сил и времени, чтобы делать из него нечто малозначимое, не имеющее хозяйственной, бытовой ценности. Например, фрагмент обработанного массивного валуна с явно ручной обработкой, где различима основа и выпуклая радиальная поверхность.
stone
Первое впечатление о таком камне обманчиво. Вряд ли это остаток перекрытия усыпальницы или капища. Если же представить, как сложно было намолоть зерно ( или желуди) в больших количествах в сравнительно короткий отрезок осеннего периода, для группы людей, живших здесь пару тысяч назад, то этот фрагмент легко предстает нижней частью большого жернова. Где-то в окрестностях непременно наличествовал (возможно, утрачен в прежние времена) верхний камень с вогнутой выработкой аналогичного размера. Положив один такой мегалит на другой, представленный на фотографии, можно получить солидную мельницу, приводившуюся в действие вручную. Сферообразная поверхность нижнего камня была удобна для ссыпания перетертого зерна или желудей под собственной тяжестью вниз, к кромке, имеющей ровную горизонтальную поверхность.
beshtau-megalit
Иные большие мегалитические элементы из природного камня Бештау вполне могли служить в хозяйственных целях несколько иного характера. Например, для обустройства искуственного водоема, пруда, где собиралась стекавшая с горы вода (талая в том числе). Природных оврагов и вымоин здесь достаточно, чтобы можно было их использовать в качестве резервного источника питьевой воды в годы засухи.
beshtau-stone
На больших плоских камнях было исключительно удобно мездрить и сушить шкуры животных, в более поздние времена – обрабатывать домотканую одежду. Нагретый солнцем мегалит представлял из себя также прекрасную площадку для сушки (вяления) мяса, это практикуется по сей день в некоторых высокогорных районах Кавказа (в горах, при отсутствии мух в осенний период, успешно вялят мясо и субпродукты баранины, запасая на зиму).

Мегалитические спекуляции Бештау

В настоящее время гипотеза о дольменах на Бештау не является сколь-нибудь антинаучным утверждением, так как исторические находки здесь подтверждают наличие признаков данной культуры. Часть находок, по утверждениям бывших работников ГХРУ, была увезена в столицу для музеев и научных работ, еще в 70-тые годы прошлого века. Но есть и другие события, с официальной историей не имеющие ничего общего, обычные спекуляции.

В течение ряда лет разные группы людей, не представляющие официальную науку, придумывали (и успешно продолжают, надо сказать) свою, альтернативную историю горы Бештау и части Северного Кавказа. То найдя валун необычной формы, они приписывают ему сакральные и паранормальные свойства, называя его магическим, давая собственное имя. То втаскивают в гору доски с домкратом, и не ленятся устанавливать большой валун на камни-опоры, сочиняя впоследствии легенду о новообнаруженном мегалите, под которым проползали ведуны. Идя дальше в дебри своих фантазий, они даже соорудили здесь некое подобие спиралевидного лабиринта, который впоследствии пытались выдавать за исторический артефакт. При том, что десятки исследователей в течение сотен лет прекрасно изучили данные места, и никаких «лабиринтов» в глаза не видели. Но энтузиастов это не останавливает, и они продолжают упорно выискивать мифические следы Кавказского Аркаима. Но все это не имеет никакого отношения к реальности, так как искаженные факты носят характер мифов и легенд. Официальная наука, как известно, во всем опирается на очевидные, доказанные и представляемые факты.