Клады Бештау: монастырский клад

Нет на Северном Кавказе места, не отмеченного одной-двумя легендами о кладах, которые прятали от новых властей, от набегов и от прочих опасностей. Ни одна легенда не доказывает обратное, и даже скептики не торопятся опровергать ту или иную гипотезу исчезновения сокровищ храмов, зажиточных людей, племен или князей периода Кавказской войны.

Периодически возникавшие противостояния (а фактически — не прекращавшиеся) между царской властью и местным населением Кабарды и Причерноморья в 1835-1853 гг приводили к тому, что значительная часть зажиточных людей старалась либо надежно укрыть особо ценное (золотые и серебряные изделия, драгоценные камни), либо вовсе вывозила его за пределы страны. Это были крайние случаи, связанные с миграционными процессами. Но часть из мигрировавших все же оставляла здесь, в регионе Кавминвод, скрытые клады, на случай благополучного возвращения. Не суждено было сбыться чаяниям убыхов и черкесов, абазинов и адыгов, часть из которых ушла в Турцию.

Но есть клады, датируемые более поздними эпохами, и связанные, в основном, с практикой принудительного изъятия ценностей советской властью. Золото Кубанской Рады, сокровища атамана Козлова, многие другие легендарные клады захоронили именно в этот страшный период. Часть из этих кладов, скорее всего, не будет найдена никогда, по причине обнаружения их в советское время. А советская власть бездарно меняла золото на валюту, как известно из академических справок по истории…

Монастырский клад Бештау

Мы уже писали вкратце про напряженные отношения советской власти и насельников Второ-Афонского мужского монастыря. Дело происходило в первые годы советской власти, и теперь становится очевидным то, что в монастыре пытались укрыть свои сокровища и частные лица, ювелиры и банкиры, мельники и купцы Пятигорска. Вот откуда в бедной обители монахов (по устным, не нашедшим детального подтверждения, справкам) набралось целых 2 воза драгоценной утвари, посуды, ювелирных изделий.

Каждый воз мог вмещать от 250 килограммов золота-серебра-драгоценностей. Получается, что монахи практически купались в золоте, которое им точно в таких количествах не требовалось. Итак, угар НЭПа, конец сентября 1927 года, арест ценностей монастыря. Как теперь доподлинно известно, у большевиков не нашлось достаточно транспорта и людей, чтобы вывезти описанное сокровище, и они оставили монахов с ценностями буквально на сутки. Одной ночи монахам (не исключено, что помогали хоронить клад и частные лица) хватило, чтобы укрыть не менее 500 килограммов драгоценностей в районе горы Бештау.

Где может находиться монастырский клад? Этот вопрос долгие годы не дает покоя ни государству, ни частным лицам, охотникам за кладами. Здесь важно отметить: практически вся окружающая гору Бештау территория уже оформлена в кадастровой карте, поделена на сектора и участки, за каждым из которых закреплен свой владелец, государство или частное лицо. Поиски на участках, относящихся к федеральной собственности, категорически запрещены без согласования с ответственным лицом.

По историческим справкам, монастырские клады редко прятали наспех, без инженерных хитростей. Для кавказских кладов характерны так называемые «водяные замки» — ручьи, пруды, русла рек. Особым образом изменяя (временно) течение,создавая плотины, люди прямо на дне ручья или реки выкапывали глубокие ямы, куда опускался клад (агрессивная среда золоту и камням не страшна), после чего засыпали его сначала крупным булыжником, сверху — галькой, и открывали путь ручью (реке). И спустя пару дней никакой опытный глаз на смог бы обнаружить здесь следы земельных работ, сокрытия клада…

Одно из самых вероятных мест захоронения клада монахов — пресловутое Монастырское озеро. Этому способствует ряд логических суждений. Во-первых, тяжести в гору вряд ли потащили б, здесь и сейчас практически нет устроенных троп, по которым можно передвигаться с солидным грузом. Во-вторых, близость и удобство скрытого изъятия клада, без проникновения в сам монастырь, для чего можно было бы инициировать какие-нибудь отвлекающие земляные работы.
monastirskoye-ozero
Есть большая вероятность того, что монастырский клад Бештау находится либо на дне пруда, неподалеку от самой обители, либо — на дне пересохшего ручья в районе Нижнего нарзана. Зарыв клад в месте, где сложно будет спустя годы отыскать точные координаты, умельцы древности применяли самый надежный способ «маркировки» местности, они высаживали там деревья-долгожители.
boyarishik-beshtau
В районе нижнего источника, нарзана, таких деревьев не более 3 — это старые (осень — прекрасное время посадить побег) боярышники, выделяющиеся своей обособленностью. То есть, принципиальной культурной высадки (да и стихийного распространения) боярышника вы здесь не увидите. А отдельно стоящие деревья, примерно 90-100-летнего возраста, есть. Таким образом, вопрос монастырского клада остается делом времени, когда будет разрешена археологическая работа по первичному обследованию мест предположительного захоронения клада.